Мистерии древних

  Повсюду в древнем мире, кроме народного культа, состоящего из формальных и полностью внешних (экзотерических) церемоний, у каждой нации был свой тайный культ, известный миру как мистерии.
  Греческое слово "мистерион", которое обозначало кульминационные моменты посвящения и культы спасения, начинает переводиться на латинский язык словом "сакраментум" - посвящение, "клятва преданности". Если речь идет о менее важных обрядах, используется слово "сакраменталии".
  Древний мир знал множество мистерий:
    1. Элевсинские (мистерии Деметры)
    2. Орфические (мистерии Диониса)
    3. Самофракийские (мистерии кабиров или Великих Богов)
    4. Вакхические
    5. Египетские
    и другие.
  К характерным признакам мистерий принадлежит доступность лишь после достижения 19 лет, т.е. после совершеннолетия. Посвящение проходило путем особых обрядов. Содержание мистерий сохранялось в великой тайне. За разглашение этих тайн посвященный преследовался вплоть до смерти. Вследствие этого мы до сих пор имеем только отрывочные фрагментарные сведения о мистериях.
  Апулей (124 г. н.э.?) считал, что "мистерия в целом есть уподобление добровольной смерти".
  В одной из од Пиндара (ок. 518-438 гг. до н.э.) говорится:
  "Хорошо снаряжен (в смерти) тот, кто сходит в гроб, зная истину Элефсина. Ему ведом исход земной жизни и новое ее начало - дар богов".
  Поэто говорит о смерти, о последующем земном рождении и о том, как таинства позволяют осмыслить метаморфозы между двумя жизнями и облегчить их.
  Мистерии таяат в себе столь необычные переживания, что человек сохраняет их как диковинный сон лишь в знаках-символах, а не в прямом воспоминании. Никто не получил доступа к мистериям за исключением тех, кто прошел специальную подготовку.
  Неофиты, получившие наставления в верхних храмах, посвящались в заключительных мистериях в пещерах. Мистерии разыгрывались под руководством высших посвященных. Мы намеренно употребляем слово "разыгрывались", ибо устные наставления в низком (нищем) дыхании давались лишь в пещерах (вертепах), в полной тишине и тайне. Во время публичного обучения и общих наставлений уроки по космологии и теологии представлялись в аллегорической форме, и способ действия постепенной эволюции космоса, миров и в конце концов нашей земли, богов и людей - все это давалось при помощи символов.
  Массы людей были свидетелями великих представлений во время празднований мистерий, и множество людей слепо поклонялись персонифицированным истинам. И только великие посвященные "эпопты" понимали их язык и истинный смысл. Все это хорошо известно ученому миру.
  Пифагор знал, что каждый солнечный мир образует маленькую вселенную, которая имеет свое соответствие в мире духовном и обладает своим собственным небом. Но эти идеи, способные перевернуть всю народную мифологию, показались бы толпе кощунственными, и поэтому они никогда не высказывались публично. Их передавали не иначе как под строжайшей тайной.
  Необходимо осознать, что древние таинства никогда не были широко доступны, но управлять Братством жрецов, хорошо понимавших, что простой человек нуждается в экзотерической (внешней) религии, с доступным учением о вознаграждении и наказании как последствии совершаемых поступков. Тайные учения становятся крайне опасными при их упрошенном толковании, поэтому они "приспосабливались" к пониманию масс в зависимости от геополитических и духовных потребностей человечества в разные эпохи.
  В комментарии к "Бхагавад-Гита как она есть" говорится: "...В каждом своем воплощении Господь говорит о религии лишь столько, сколько может быть понято определенными людьми при определенных обстоятельствах. Но цель всегда одна - привести людей к осознанию Бога и выполнению разумных религиозных принципов... Господь во всех своих воплощениях учит нас одним и тем же законам, но в зависимости от разных обстоятельств они даются на более высоком или более низком уровнях" (Бг-Г. 4.7)
  Экзотерический, массовые религии обладают двумя достоинствами. С одной стороны, они духовно возвышают человека, независимо от используемых средств, с другой - заботятся об элементарной чистоте его души и тела.
  Цицерон в одном из писем своему другу Аттику писал: "...Если твои любимые Афины, по моему мнению, создали многое исключительное и божественное и сделали это достоянием человека, то самое лучшее - те мистерии, благодаря которым мы, дикие и жестокие люди, были перевоспитаны в духе человечности и мягкости, были допущены, как говорится, к таинствам и поистине познали основы жизни и научились не только жить с радостью, но и умирать с надеждой на лучшее".
  Эзотерическое и экзотерическое в учении Иисуса Христа выражено в словах Спасителя: "...Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так как они видя не видят и слыша не разумеют" (Лк. 8.10).
  Гомерову "Иллиаду" и "Одиссею" еще в древности читали как зашифрованный расказ о мистериях, и Апулей в своем романе "Золотой осел" дает тому прямое свидетельство.
  В незапамятные времена одна из греческих колоний, переселившаяся из Египта, принесла с собой в тихий залив Элевсина культ Великой Исиды, под именем Деметры, или Вселенской Матери. С тех пор Элевсин оставался центром посвящений. Деметра и дочь ее Персефона стояли во главе Малых и Великих мистерий. В своем наиболее глубоком смысле миф этот представляет символическую историю души, ее схождение в материю, ее страдание во мраке забвения, а затем - ее вознесение и возврат к божественной жизни. Другими словами, это драма грехопадения и искупления в ее эллинской форме.
  Малые мистерии совершались в полночь, так как считалось, что именно в полночь невидимый небесный мир находится в наиболее доступном для земли состоянии и именно в этот момент души, покидая мир богов, входят в земное материальное существование.
  Малые мистерии говорят о том, что в трансовых состояниях характер переживаний зависит от личностных качеств человека, его моральных и поведенческих установок и опыта.
  Когда Малые мистерии оканчиваются, то вновь вступившие становятся мистами, что означает "закрытые покрывалом".
  Только пройдя церемонию Малых мистерий и получив титул "мистес" (мистик), адепт допускался к участию в Великих мистериях.
  Главным смысловым содержанием Великих мистерий была тайна соотношения сознания и подсознания. Главное откровение Великих мистерий было зашифровано в мифе, посвященном матери Персефоне - Церере (Деметре).
  Церера для поиска своей похищенной Плутоном дочери Персефоны имела два факела - интуицию и земной разум. Церера нашла Персефону недалеко от Элевсина и в благодарность за это научила людей мистериям.
  В Великих мистериях Церера символизировала истинную природу сознания человека, освобождающегося в трансе от биологической зависимости органов чувств, постоянно работающих и не позволяющих человеку находиться в свободном от земных дел и забот состоянии расширенного трансом сознания. Царство Гедеса означало подсознание - животную природу человека, которая управляется инстинктом, но она же обладает и другой великой особенностью - погружает человека в мистические состояния, когда он способен видеть и испытывать высшие духовные эмоции и переживания. Персефона символизирует "Эго" человека, сущностную характеристику сознания в бессознательном. Плутон символизирует биологические животные инстинкты человека, которые замутняют и тянут сознание человека назад, в свое эволюционное земное прошлое, мешая его духовному продвижению.
  В мистериях Церера изображалась в колеснице, запряженной крылатыми змеями и украшенной цветами мака - одного из самых распространенных наркотических веществ. Именно использование в Великих мистериях наркотических трав и галлюциногенных испарений привело к тому, что посвященный адепт в главном зале, где стояла прекрасная статуя Цереры, окруженная высшими жрецами, видел "живых" богов. После этого тайного знания адепт назывался "эпоптесом", "видящим непосредственно", а всю психотехнику называли "аутопсией", так как посвященный, находясь в глубоком трансе с открытыми глазами, "видел" и непосредственно, физически, каждой клеточкой своего тела ощущал магнитные вибрации присудствующих Живых Богов и самого Демиурга (Создателя).
  Элевсинские мистерии были наиболее знаменитыми из всех греческих мистерий (за исключением Самофракийских) и празновались длиз селения Элевсин, неподалеку от Афин. Они праздновались в честь Деметры, греческой Цереры, и египетской Исиды (Изиды). Праздество мистерий начиналось во время сбора винограда и длилось 8 дней.
  Жертвоприношение "Хлеба и вина" совершались перед таинством посвящения, а во время самой церемонии кандидатам сообщались тайны из "Петромы", своего рода книги, сделанной из двух каменных скрижалей ("Петрай"), скрепленных с одной стороны и раскрывающихся подобно книге. Таким образом, Петрома - это пара каменных скрижалей, употребляемых Иерофантами при посвящениях во время завершающейся мистерии.
  Павсаний писал: "Одна из таких Петром - "творение из камня" - находилась около святилища Деметры Элевсинской. Каждый второй год те, кто совершали мистерии, называемыми Большими и Великими, открывали эти книги, вынимали от туда письмена, касающиеся совершения этих мистерий, громко прочитывали их в присутствии посвященных и той же ночью клали их обратно. На Петроме находилась круглая покрышка, а в ней находилась маска Деметры Кидари (со священной повязкой). Надев на себя эту маску во время Больших мистерий, жрец поражает демонов, ударяя в землю жезлом".
  Необходимо обратить внимание на то, что все Великие посвящения проходили при полной Луне.
  Мы уже указывали на то, что в древности было множество мистерий и все они отличаличь одна от другой только деталями, но фундамент и цель были едины. О некоторых особенностях мистерий мы должны знать, так как без них мы не продеремся сквозь джунгли тайн, не проникнем в святая святых текстов Библии. Особенно интересно это будет тому, кто достаточно хорошо знаком со Священным Писанием.
  Следите за нашим повествованием.
  За пять дней до выступления процессии в Элефсин, для принятия участия в мистерии, из святилища прибывали жрецы и жрицы со статуей юноши-бога Диониса-Вакха и атрибутами культа. Процессия делала остановку у священной смоковницы, посвященной божеству в образе змеи, по имени Зевс Мэлихий. Пять дней спустя это же место было первой культовой остановкой процессии, направляющейся в Элефсин на мистерии. Как мы знаем, остановку у смаковницы делали Иисус с апостолами (см. Мф. 21.18, 19; 11.12-14)
  Два главных элефсинский жреца - иерофант и дадух - получали разрешение через вестника пригласить весь афинский народ на таинства в Элефсин. Но для этого выдвигались три условия:
    1. Не запятнанные кровью руки
    2. "Внятная речь", т.е. знание греческого языка
    3. "Праведная жизнь", т.е. отсутствие судимостей. Здесь не упомянуто еще одно условие, которое, однако, со времен Соломона носило обязательный характер: в предшествующем году (как минимум 19 месяцев) неофит должен был принять участие в Малых мистериях; полугодичный срок (с февраля текущего года) не учитывался.
  В Элевсине вообще все мисты, в том числе и мужчины, для жертвоприношения и молитвы переодевались женщинами и появлялись в миртовых венках невест. Мист должен быть восприимчив, способен к зачатию, якобы потом перерасти себя; на созерцательной ступени это означает: как мать сына, он должен произвести на свет новую, духовную личность. При этом естественный пол роли не играет.
  ёноши в девичьем платье или девушки (в идеале "пятьдесят дочерей Океана") плотной цепочкой медленно обходили колодец Деметры (см. ил.), затем размыкали круг и в искрометном танце проворно разбегались по всему пространству площадки.
  Великие мистерии носили также названия священных Оргий.
  Эти празднества, в полном смысле символические, длились девять дней; на восьмой день мистам раздавали знаки посвящения: тирсы и корзинки, увитые плющем. Последние заключали в себе таинственные предметы, понимание которых давало ключ к тайне жизни. Но корзинки были тщательно запечатаны. И раскрыть их позволялось лишь в конце посвящения, в присутствии самого Иерофанта.
  На девятый день в храм входили через мистическую дверь, чтобы провести там всю святую ночь, или "ночь посвящения".
  Прежде всего нужно было пройти через обширный портик, находящийся во внешней ограде. Там герольд с угрожающим криком "непосвященные, изыдите!" изгонял посторонних, которым удавалось иногда проскользнуть в ограду вместе с мистами (пример с двумя разбойниками, распятыми вместе с Иисусом).
  Таинства чреваты для недостойного:
  1. Фифанский Персей, царь "Печальник", украдкой подслушивает менад (безумствующих вакханок) во время танца в честь Диониса. Предводительницей хоровода была его мать; она заметила соглядатая, но не узнала в нем сына и вместе со своими спутницами разорвала его в клочья, как лань.
  2. В Тесеевом мифе нам бы, соответственно, сообщили, что Синид разорвал героя, привязав к верхушкам сосен. Персей любопытен и в духовных процессах несведущ; поэтому вместо возвышения и роста они приносят ему гибель.
  3. В эпоху Орфея Фракия была добычей ожесточенной борьбы. Солнечные культы и культы Лунные оспаривали одни у других главенство. Солнечные культы имели свои храмы на возвышенностях и на горах; представитель их были жрецы, и они обладали строгими законами.
  Лунные культы царили в лесах, в глубине долин и имели жрицами женщин; они отличались сладострастными обрядами, беспорядочным применением оккультных искусств и наклонностью к оргазму.
  Обнаженные формы, похотливые танцы в лесных чащах. Горе чужеземцу, горе жрецу ёпитера или Аполлона, приблизившемуся, чтобы подсматривать за ними: его беспощадно растерзывали на куски. Крики, хохот - и сотни вакханок бросались на любопытного, чтобы повергнуть его на землю. Он должен был выбирать полную покорность и подвергнуться их церемониям и обрядам или же погибнуть, что и случилось с Орфеем, не подчинившимся вакханкам.
  4. Недозволенное участие в мистериях каралось смертью. Римлянин Тит Ливий рассказывает, что во II в. до н.э. двое юношей из аркадского Акассия ненароком и по неведению пришли вечером Священной ночи в Элевсин, из любопытства вместе с большой толпой отправились на священный участок и выдали себя неуместными вопросами. Оба были казнены.
  Читатель, ни напоминает ли вышеприведенные примеры (особенно последний) о недозволенном участии в мистерии и их последствиях событие, описанное евангелистами во время распятия Иисуса? Вспомните казнь двух разбойников, распятых по обе стороны от Спасителя.
  Взглянем на это событие с точки зрения мистерии. Прочитаем евангельские тексты повнимательнее, проникая в тайну повествования и в суть великой мистерии, разыгрываемой перед толпой.
  "Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, та распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону... Один из злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю" (Лк. 23.32-33, 39-43).
  Из прочитанных евангельских текстов мы не узнали ни о подробностях поимки двух злодеев, ни об их преступлении или причине распятия на кресте. В толкованиях к текстам Евангелий также ничего существенного о них не сказано. Возможно, они названы злодеями и разбойниками так же легко, как назван злодеем и Иисус. Попробуем взглянуть на проблему этих молодых людей с иной точки зрения.
  Два молодых человека проникают в один из дней проведения Великой мистерии на запретную территорию ночью, как тати (воры, разбойники), чтобы узнать о тайнах посвящения. Их любопытству был положен конец. Их поймали и, когда определили им наказание - смерть, народу объявили, что они злодеи и разбойники.
  Обратим внимание, как ведут себя на кресте "злодеи": один злословит, а другой унимает его. О чем это может говорить? О том, что первый "злодей", проникая на мистерию и терпя неудачу, даже на кресте не понимает всего случившегося с ним и происходящего вокруг него. Он проявляет недовольство своим положением, возмущается. Другой прямо заявляет, что "мы осуждены справедливо", и просит Иисуса помянуть его в Царстве Небесном.
  Таким образом, мы понимаем, что последний стремился к тайнам из-за искреннего желания познать пути духовного совершенствования.
  Но почему эти молодые люди не стали официально участвовать в мистерии? А потому, что кроме условий, указанных нами выше, была одна преграда - мистерии были платными. Плата эта была очень высокой. О ней мы поговорим позднее, а сейчас расскажем об испытаниях, которым подвергались проходящие посвящение, прежде чем их допускали к таинствам.
  Согласно древним документам, Сфинкс, стоящий на страже у Великой Пирамиды, служил входом в подземелья, где испытуемый проходил испытания.
  Если кандидат был незнаком с мистериями, проводилось чрезвычайно строгое расследование его родословной; в том случае, когда результаты оказывались удовлетворительными, совет магов собирался на тайное совещание, чтобы принять решение о посвящении кандидата. Откройте Новый Завет - и вы будете приятно удивлены, что повествование об Иисусе начинается с родословной. А это говорит нам в пользу мистериальной жизни Спасителя.
  При посвящении первое испытание было настолько тяжелым, что не обладающий сильной волей кандидат мог просто испугаться, и в этот момент он еще имел возможность передумать и отказаться от посвящения. Однако если он продолжал следовать процессу посвящения, ему открывали первые символы тайного знания, и если он не проходил одного из последующих испытаний, то не мог избежать неизменного и жестокого закона смерти среди магов. В этом случае он никогда больше не видел солнечного света.
  Тот, кого подвергали испытаниям, был далек от понимания всего окружающего, но неизведанные перспективы раскрывались перед ним, когда он слушал речь пастофора перед таинственными изображениями, которые смотрели на него с бесстрашным величием богов.
  После окончания речи пастофор открывал дверь, за которой был вход в сводчатый коридор, узкий и длинный; на дальнем его конце трещал и пылал огненный костер. "Но ведь это смерть!" - говорил посвящаемый и смотрел на своего руководителя с содроганием. "Сын мой, - отвечал пастофор, - смерть пугает лишь незрелые души. В свое время я проходил через это пламя, как по долине роз". И решетка, отделяющая галерею символов, закрывалась за посвящаемым. Подойдя к самому огню, он видел, что пламенный костер происходит от оптического обмана, создаваемого легким переплетением горящих смолистых веток, расположенных косыми рядами на проволочных решетках и отражающегося в системе зеркал. Тропинка, обозначенная между ними, позволила быстро пройти минуя огонь.
  За испытанием огнем следовало испытание водой. Посвящаемый был принужден пройти через стоячую воду, освещенную заревом, падающем от оставшегося позади костра.
  Он без каких-либо колебаний вошел в темную воду, которая оказалась ледяной, поскользнулся и съехал по резко уходящему под уклон дну озера, и вода поднималась у его голове все выше с каждым шагом. Еще пара шагов, и он утонет, но по отблескам огней позади него он понял, что уже достиг половины пути - и действительно, вскоре дно перестало снижаться, а затем начался подъем.
  После этого два Неокрола ввели его в темный грот, где ничего не было видно, кроме мягкого ложа, таинственно освещенного бледным светом бронзовой лампы, спускающейся с высоты свода. Здесь его обсушили, натерли его тело душистыми эссенциями и, одев его в льняные одежды, оставили в одиночестве, говоря: "Отдохни и ожидай Иерофанта".
  Охваченный огненной грёзой, он закрыл глаза. Раскрыв их снова, он увидел в нескольких шагах от своего ложа нубийку, одетую в прозрачный пурпуровый газ, с ожерельем из омулетов на шее, подобно жрицам мистерий Милитты.
  Она приблизилась, и он был восхищен исходящим от нее возбуждающим ароматом. Она склонилась над ним и протянула ему золотой кубок, увитый розами. Она шептала ему: "я приношу тебе награду победителей, забвение страданий, чашу наслаждений".
  Она замолчала. Действительно ли это награда или очередное испытание? Он колебался.
  В его голове внезапно вспыхнуло слово "безмолвие". Он стремится к знаниям, поэтому ему нельзя говорить. Он грубо оттолкнул от себя девушку - настолько резко, что кубок упал на пол. Ары рассеялись, и искусительница убежала с испуганным криком.
  В этот момент распахнулся занавес, и в дверь вошла группа из двенадцати Неокролов (хранителей Святая Святых) в белых одеждах с факелами в руках, окружили посвящаемого и торжественно повели в святилище Исиды, где иерофанты в белых облачениях ожидали его в полном составе. В глубине ярко освещаемого храма находилась колоссальная статуя Исиды (Изиды) из бронзы с золотой розой на груди, увенчанная диамедом о семи лучах. Она держала своего сына Гора на руках. Перед богиней глава иерофантов в пурпуровом облачении принимал посвящаемого, который под страшными заклятиями произносил обед молчания и подчинения. Затем его приветствовали, как брата и будущего посвященного. Перед этими величавыми Учителями вступивший в храм Исиды чувствовал себя словно в присутствии богов. Переросший себя самого, он входил в первый раз в область вечной Истины.
  Но это было не все. Иерофант говорит: "Мы хотим, чтобы ты поклялся сохранить в тайне все, что услышал и увидел сегодня, - и все, что услышишь в будущем. Готов ли ты дать эту клятву?".
  По знаку одного из Неокролов неофит отвечает: "я готов".
  Тогда Иерофант приказывает, чтобы кандидата подвели к алтарю Исиды, и неофит опускается перед ним на колени; затем Иерофант говорит: "Если ты готов, повторяй за мной, слово в слово, эту клятву:
  "Перед лицом семи планетарных духов - исполнителей воли всевышнего, всемогущего, вечного и неизменного единого - я (имя кандидата), сын (имя отца), рожденный (страна, место, дата и время рождения), клянусь хранить в тайне все, что услышал и увидел, как и то, что увижу и услышу в святилище магов жизни и смерти. Если я когда-нибудь нарушу свою клятву, пусть меня умертвят, как бешеного шакала, пусть язык мой вырвут из моего рта, а сердце из тела и похоронят меня в песках на берегу моря, чтобы волны унесли меня прочь, к вечному забвению.
  С этого момента ты являешься одним из Учинеков Мудрости и будешь носить среди нас звание Ревнителя до тех пор, пока не заслужишь более высокий уровень своим старанием и скромностью.
  Только что ты поклялся в абсолютной покорности мне. Теперь вы можешь доказать свою искренность, согласившись пройти испытание, в котором тебя может спасти только твой хранитель, если он решит, что ты достоин жизни среди нас".
  Иегофант говорит: "Один из этих кубков содержит безвредную жидкость, но во втором - быстродействующий яд. я приказываю тебе выбрать один из них и довериться воле своего хранителя".
  Если кандидат в первый же раз принимает испытание и делает глоток из кубка, Иерофант не тратит время на то, чтобы рассказать Ревнителю, что на самом деле никакой опасности не было и в обоих кубках было вино, смешанное с медленно действующим снотворным.
  Тем временем юный Ревнитель внимательно слушает слова, которые произносит Иерофант после похвалы смелости и уверенности неофита: "Магия состоит из двух составляющих: знаний и силы. Без знания сила несовершенна, а без силы никто не способе достичь чего-либо, достойного достижения. Познай страдания, чтобы быть способным не подвергаться воздействию страданий, познай смерть, чтобы суметь объять бессмертие; познай то, что избавит тебя от стремления к обладанию". Вот три главных секрета новой жизни, к которой ты подготовился благодаря этим испытаниям. Сильнейшие из нас достигли уровня Предсказателей или Теургов. Первые способы видеть причины и следствия прошлого, ибо настоящее порождается прошлым. Вторые творят благодаря знанию законов природы, они видят скрытые движущие силы, существующие за пределами того, что мы именуем Жизнью. Ты тоже сможешь достичь этих уровней, если готов провести семь лет в безмолвии и одиночестве и обрести способности, на которые способно человеческое восприятие во всех областях знания", - заканчивает Иерофант.
  "Пойдем с нами", - приглашает Иерофант.
  Процессия следует по коридорам, храмам и садам, пока не достигает небольшого зала с огромным круглым окном в потолке. В центре комнаты располагается сияющий волшебным светом купальный бассейн.
  Верховный Жрец произносит: "Войди в эту купель, сын мой, и соверши Святое Омовение, чтобы ты смог родиться заново".
  ёный жрец подчиняется. "Считай эти воды могилой твоего прошлого - ты отбрасываешь его, когда входишь в воду. Пойми, когда будешь покидать их, что смерть не есть окончание, а гроб принимает лишь твое тело. Погрузись и самого себя; оставь в воде свои плащ и накидку в знак того, что позади оставлен только кокон".
  ёный жрец подчиняется и обнаженный выходит из воды.
  "Облачите его в белый плащ Жрецов Осириса", - говорит Верховный Жрец.

  Тема этого ритуала звучит и в текстах Нового Зовета при описании крещения Иисуса Христа. Но об этом позднее.
  Приедлагаем вам ознакомиться с еще одним из ряда испытаний адепта.
  "...Ни один человек, - говорит Иерофант, - не может избежать смерти, и каждая душа подлежит воскрешению. Адепт проходит живым через могилу, чтобы вступить еще при этой жизни в сияние Осириса. (О-си-рис - Владыка Разума). Ложись в эту гробницу и ожидай появления света. В эту ночь ты должен побороть страхи и достигнуть порога Самообладания".
  Адепт ложится в открытый саркофаг, иерофант протягивает руку, чтобы благословить его, и толпа посвященных удаляется в молчании из склепа. Маленькая лампа колеблющимся светом освещает четырех сфинксов, поддерживающих приземистые колонны склепа.
  Адепт остается один во мраке, холод могилы проникает в него, леденит его члены. Он проходит постепенно через все стадии смерти и впадает в летаргию. Его жизнь развертывается перед ним в последовательных картинах, а земное его сознание становится все более и более смутным. Но по мере того, как его тело цепенеет, эфирная его часть освобождается. Он впадает в экстаз.
  ...Что это за блестящая отдаленная точка, которая появляется на черном фоне мрака? Она приближается, она увеличивается, она становится звездою о пяти лучах. Она переливается всеми оттенками радуги, а также бросает в темноту снопы магнетического света. Теперь это уже солнце, втягивающее его в белизну своего раскаленного центра.
  Звезда исчезает, и на ее месте раскрывается во мраке цветок, не материальный, но одаренный жизнью и душой, ибо он раскрывается перед ним подобно розе; он раскрывает свои лепестки, и посвященному видно, как трепещут они и как краснеет его пламенеющая чашечка.
  Но вот свет гаснет, видение покрывается мраком. Страшное потрясение - и адепт чувствует себя как бы сброшенным в свое собственное тело. Он пробуждается от летаргического сна; все члены его сдавлены, словно железными кольцами; страшная тяжесть давит на его мозг; он пробуждается... и видит перед собой Иерофанта с сопровождающей его свитой. Его окружают, ему дают выпить укрепляющее питье, он поднимается. "Ты воскрес к новой жизни, - говорит Иерофант, - идем вместе с нами на собрание посвященных и раскажи нам о своем странствии в светлом царстве Осириса. Ибо отныне ты - наш брат..."

  Посвящение в Высшее Знание было открыто далеко не каждому - даже не каждому египетскому жрецу. Прежде чем жрецы оказывались готовы к Высшему Посвящению, им приходилось выполнить множество задач и пройти многие испытания; лишь после этого их допускали к следующему уровню. Каждое испытание служило мерилом уровня интеллекта и моральной стойкости, достигнутых кандидатом. Тем, кто не мог пройти испытания с парящими цветными символами, раз и навсегда (в этом проявлении) отказывали в возможности попытаться выполнить задачи, необходимые для перехода на более высокие уровни. Никому не разрешалось проходить это испытание второй раз. Даже сын мага не мог продвинуться дальше, если он оказывался неспособным пройти новое испытание: ему предоставляли пост в одном из храмов в соответствии с его уровнем, без какой-либо дальнейшей возможности получить более почетную должность.
  Чтобы быть Предсказателем или Теургом, Мистатогом или руководителем неофитов, желательно было пройти посвящение не единожды.

  "Нельзя объять необъятного", - говорил Козьма Прутков, поэтому мы только вскользь затронем тему нескольких древних мистерий в виде общего образа.
(см. подпункты)

Назад
Hosted by uCoz