Митраизм

  Предшественнико и самым сильным конкурентом христианства был культ Митры (или Мифры) - культ непобедимого Бога, образом которого в видимом мире было Солнце. За внешним символом Солнца в этом культе скрывалось понятие о Едином Непознаваемом Божестве, а обряды этой религии вмещали все главнейшие образы и символы, обычные в религиозном миросозерцании эллинизма: тут была и символика огня в смысле духовной сущности, и родственная ей идея воды или влажного начала, и образ мистической чаши, и глубокий образ проливаемой крови, как символа одухотворения и возрождения.
  Митраизм ничего не нарушал, а лишь объеденил все в стройном синтезе, над которым парил образ образ высшего непобедимого Бога, видимым отблеском или изображением которого было Солнце. Во II и III веках нашей эры то язычество, против которого христианство вело наступление и борьбу, было, в сущности, одним лишь Митраизмом.
  Сходство Митраизма с христианством, заметное в отношении к Божеству, поражает деталями обрядов и иконографии. Изображение Самсона в позднейшей христианской иконографии, раздирающего льва, сложилось не без влияния Митраического образа юного бога, победителя символического быка. Подобным же образом обычное в древнем изображение Моисея, извлекающего ударом жезла воду из скалы, находятся в тесной связи с обычным в древности изображением Митры, таким же образом извлекающего из скалы источник воды. В митраизме здесь скрывается символ "воды живой", даваемой Митрой всем жаждущим божественного просветления.
  Новый Завет подтверждает это, но речь идет не о Митре, а об Иисусе. Прочтем текст от Иоанна 4.10-14: "...Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай мне пить", то ты сама просила бы у Него, Он дал бы тебе Воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и черпнуть то нечем, а колодезь, откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий пьющий воду сию, возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую я дам, тот не будет жаждеть вовек; но вода, которую я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
  Влияние митраизма заметно в особом значении Солнца как образа Божества в христианской символике, значении, сказавшемся в мистическом поклонении восходу Солнца на утреннем богослужении, посвящении Солнцу седьмого дня недели и даже в приурочивании величайшего христианского праздника Рождества Христова ко времени декабрьского солнцеворота, т.е. ко времени года, всюду ознаменовонному празднествами в честь Солнца (рождение Солнца).
  Христианство II и III веков, к изумлению своему, сталкнулось в лице митроизма с религией, вносившей в мир почти тождественные с ним формулы религиозного миросозерцания: те же идеи об искуплении мирской скверны кровью и мисическую символику первобытной жертвы, напоменающую образ "агнца", заклаемого от начала мира, те же требования аскетизма, умерщвления плоти, те же мистические обряды крещения, таинственные начертания, преломоения хлеба.
  Митраизм был суровой религией, культом победоносного Бога, требовавшего от своих последователей духовной мощи и мужества в жизненной борьбе. В этой религии не было призыва к "труждающимся и обремененным", не могло быть ублажения кротких и нищих духом.
  Митраизм был преимущественно воинским культом, распространенным римскими легионами, перешедшими из военных лагерей в императорские дворцы.
  Воинские идеалы были переложены в религиозные созерцания митраизма, этого культа духовного мужества, в котором служение добру понималась как беспощадная борьба против зла, лжи, тьмы - всех темных сил, противящихся торжеству светлого Бога Истины.
  Как говорят нам древние источники, Митра появился на свет из расколовшегося камня. Ёто случилось во мраке подземной пещеры. Согласно Дупию, Митра был приговорен к смерти через распятие и воскрес на третий день.

Назад
Hosted by uCoz